• +7 916 059-31-70
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

КРУГЛЫЙ СТОЛ 27-29.11.2019

Триединство рынков труда, занятости, профессий: гендерное измерение, противоречия, ресурсы

КРУГЛЫЙ СТОЛ 27.11.19

Круглый стол был проведен в рамках VI Международного Форума Финуниверситета «Рост или рецессия: к чему готовиться?» 26-28 ноября 2019 г. 

Это был один из многочисленных круглых столов, в которых принимали участие как гости из разных регионов и вузов России.

Посвящен остроактуальной проблеме развития рынка труда в условиях транзитивной экономики и рыночных отношений. Данный вопрос является одним из важных аспектов формирования нового гендерного порядка в целом и в системе рыночной экономики особенно. Эта актуальность нашла свое отражение в целях круглого стола: Обсудить вопросы развития рынка труда в его тесной взаимосвязи с запросами рынков занятости и профессий, в расширении которых непосредственную роль играют социальные ресурсы двух гендерных общностей: мужчин и женщин, выявить область наиболее значимых для гендерных общностей — как наемных работников-социальных противоречий, предложить пути укрепления социального потенциала гендерных общностей как ресурса экономического развития.

Среди принявших участие в дискуссии – ученые Финансового Университета и других вузов, практики, занятые в разных сферах трудовой деятельности, аспиранты и студенты. Следует отметить, что состоявшийся круглый стол был проведен совместно с межвузовским научно-экспертным советом Финуниверситета «Гендерные ресурсы общественного развития», что позволило квалифицированно проанализировать сложившуюся ситуацию на современном российском рынке труда.

Участники дискуссии полностью согласились с позицией проф. Силласте Г.Г. в том, что современный рынок распределения трудовых ресурсов представляет собой тесное взаимодействие трех рынков: труда, занятости и профессий. Каждый из этих рынков обладает своими закономерностями развития, концентрации и распределением трудовых гендерных ресурсов и резко отличается от традиционного рынка труда, характерного для советского периода развития экономики. Данное проф. Силласте Г.Г. теоретическое обоснование дифференциации рынка труда, его сегментации позволяет глубже и разностороннее понять гендерные смещения в каждом из трех сегментов, гендерные перемещения трудовых ресурсов, особенности рынка профессий, которые сегодня во многом стал диктовать запрос на подготовку кадров определенной квалификации, конкретных специальностей и профессий. 

Докладчиком были проанализированы такие вопросы, как: структура рынка профессий, подвижность его объектов и субъектов, ошибки выбора профессий и специальностей в современных условиях, конкретные траектории переформатирования традиционного гендерного порядка на рынках занятости и профессий по новым социальным нормам и запросам экономики. Изложенный концепт триединства рынков и особенности формирования рынка профессий, его противоречия, его структура, смена запросов, коррекция представлений о так называемой «вечности профессии» стали предметом живой дискуссии.

Важным фактором триединого развития рынков труда и распределения трудовых ресурсов в XXI веке стала цифровизация, на анализе которой было сосредоточено внимание проф. Василенко Л.А. ( член научно-экспертного совета). Она отметила роль социальной информатики в укреплении платформы цифрового общества, изучение цифровых маркеров социальных и политических процессов, особенности социально-сетевого управления изменениями в цифровом обществе, а также роль математического моделирования в исследовании глобальных процессов.

Как справедливо было отмечено, российское общество сегодня для выживания на международной арене и сохранения конкурентоспособности должно вносить изменения в процесс своего воспроизводства. В то же время для управления процессом капитализации сетевого сообщества необходим переход от субъект- объектного к субъект-субъектному подходу.

По мнению проф. Василенко Л.А. целью социально-сетевого управления является конфигурирование релятивной сети акторов социума для осуществления совместной просоциальной деятельности. 

Больной вопрос для регионов, который подняла доцент Николенко Н.А. – руководитель Волгоградской площадки научной школы «Гендерная и экономическая социология» (Волгоградский государственный университет) – интеграция в рынок труда и занятости старшеклассников, которые не поступают или не поступили в вуз. Для них, фактически, нет соответствующего места на региональном рынке труда: нет профессии, нет специальности, нет перспективы и нет денег. Более того, нет даже ясного представления о том, где они могут быть вообще востребованы на рынке труда. И это касается как юношей, так и девушек, гендерной разницы особо не ощущается. Как определять возможности (и трудовые, и социальные) об интеллектуальных говорить приходится скромно) этой армии еще недавно «учащейся» молодежи. Очевидно, что нужны специальные курсы подготовки (о переподготовки речь не идет совсем) для адаптации этой молодежной группы на региональном рынке труда, консультации в их дальней профориентации; развитии наставничества на предприятиях, производственных организациях, куда можно было направлять этих молодых людей для приобретения первичных трудовых навыков. Это одновременно снижало бы и угрозу аккумуляции социального недовольства этой группы молодежи ввиду отсутствия социальной перспективы и возможностей повышения уровня жизни.

Был поднят и такой злободневный вопрос, как развитие образовательных, кадровых ресурсов цифровизации и формирования нового гендерного порядка в экономике, как усиление влияния сетевых университетов дополнительного образования. Интересный опыт социологической диагностики места и роли сетевого университета дополнительного образования, созданного в Финуниверсите, было раскрыто в сообщении проф. Осиповой О.С. на результатах проведенного социологического исследования среди слушателей его региональных площадок.  Результаты исследования затрагивали такие показатели, как гендерную структуру обучающихся, готовность респондентов (а это вузовские преподаватели) к тому, чтобы соответствовать новым квалификационным требованиям; изменение ценностных приоритетов педагогических работников, их ориентации на будущее, направления возможной дальнейшей самореализации через самозанятость; степень удовлетворенности настоящей профессиональной деятельностью, влиянием цифровой экономики на развитие практических навыков и степень обладания навыками цифровых технологий, понимания сущности цифрового неравенства с точки зрения гендерной специфики и многие другие показатели. Результаты интересные, требующие дополнительного осмысления и их отражения в разработке аналитического доклада по проблемам формирования нового гендерного порядка в экономике.

Одной из новаций в работе со студентами Департамента социологии, истории и философии стала «методика» проф. Силласте Г.Г. «вчера –выпускник, сегодня- работодатель и коллега». В рамках данной методики к участию в образовательном, научном и исследовательском направлениях развития Департамента все шире и шире приглашаются выпускники кафедры социологии и теоретической социологии (с 2004 по 2016 гг.). В частности, на Круглом столе выступили выпускницы кафедры социологии, ныне успешные предприниматели Трунова Е.Г. и к.с.н. Таракановская Е.В. Трунова Е.Г. остановилась на таком сегменте развития рынка труда, занятости и профессий как инициативная экономическая деятельность развития предпринимательства как формы самозанятости. В этом контексте были проанализированы слабые стороны подготовки студентов к самостоятельному экономическому творчеству на рынке труда, занятости, профессий с одной стороны, а с другой – позитивной помощи в реальной экономической деятельности такой учебно-образовательной дисциплины, как организационно-научный менеджмент в социологии (автор проф. Силласте Г.Г.), использование которой показал очень полезный эффект в организации работы компании на рынке труда и занятости. Эта мысль была развита в сообщении другой выпускницы (ныне преподавателя Департамента социологии, истории и философии – Таракановской Е.В., которая, обладая большим опытом зарубежной работы в крупных иностранных компаниях обратила внимание на влияние социологической подготовки на эффективность работы социолога в экономической сфере и конкретно в предпринимательской деятельности. Одним из сюжетов ее сообщения стала характеристика проявления теории «стеклянного потолка» в реальной деятельности женщин-руководителей и в России и за рубежом.

Как справедливо заметила доц. Брега Г.В., не следует отождествлять категории «предпринимательская деятельность», «семейное предпринимательство» с категорией «семейный бизнес», так как предпринимательство и бизнес имеют разное содержание ( в том числе понятийное). Справедливое замечание, с которым согласились все участники круглого стола. 

Интересный ракурс влияния возраста (предпенсионного и пенсионного) на развитие самозанятости и вовлеченности в социальную деятельность был сделан в сообщении проф. Сосуновой И.А. Вопрос был раскрыт на конкретных материалах ее командировки в Сербию. Как показал анализ, в данном вопросе много общего в заботах предпенсионеров и пенсионеров Сербии и России. Эта мысль была развита в сообщении доц. Селезневой, которая проанализировала результаты исследования по реальной включенности российских пенсионеров в различные формы самозанятости.

  Заочное участие в Круглом столе приняли также руководители площадок научной школы «Гендерная и экономическая социология»  из Санкт-Петербурга – доц. Ушакова В.Г. (Санкт-Петербургский государственный университет) и профессор Савченко (Ростов, Южный федеральный университет).

Таким образом участниками круглого стола был проанализирован широкий круг социальных проблем, которые уже породил и продолжает развивать триединый рынок труда, занятости и профессий. Ответы на многие возникающие в связи с этим вопросы потребуют, видимо, еще не мало научных дискуссий.

Заслуженный деятель науки РФ, Научный руководитель Департамента социологии, истории и философии, член научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ

Профессор Силласте Г.Г

Контакты

По любым интересующим вас вопросам вы можете позвонить нам в рабочее время по номеру +7 916 059-31-70

АДРЕС
г. Москва, Ленинградский просп., 49/2
E - mail
galinasillaste@yandex.ru

Остались вопросы?

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами и ответим на все вопросы!
© 2022 Официальный сайт профессора Силласте Г.Г.