• +7 916 059-31-70
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Триединство рынков (статья)

В рамках круглого стола «Триединство рынков труда, занятости, профессий: гендерное измерение, противоречия, ресурсы», проведенный совместно с межвузовским научно-экспертным советом Финуниверситета «Гендерные ресурсы общественного развития» обсуждались вопросы современного рынка распределения трудовых ресурсов, который представляет собой тесное взаимодействие трех рынков: труда, занятости и профессий. Каждый из этих рынков обладает своими закономерностями развития, концентрации и распределением трудовых гендерных ресурсов и резко отличается от традиционного рынка труда, характерного для советского периода развития экономики. Данное проф. Силласте Г.Г. теоретическое обоснование дифференциации рынка труда, его сегментации позволяет глубже и разностороннее понять гендерные смещения в каждом из трех сегментов, гендерные перемещения трудовых ресурсов, особенности рынка профессий, которые сегодня во многом стал диктовать запрос на подготовку кадров определенной квалификации, конкретных специальностей и профессий. Важным фактором триединого развития рынков труда и распределения трудовых ресурсов в XXI веке стала цифровизация, на анализе которой было сосредоточено внимание проф. Василенко Л.А. (член научно-экспертного совета). По мнению проф. Василенко Л.А. целью социально-сетевого управления является конфигурирование релятивной сети акторов социума для осуществления совместной просоциальной деятельности. 

Больной вопрос для регионов, который подняла доцент Николенко Н.А. – руководитель Волгоградской площадки научной школы «Гендерная и экономическая социология» (Волгоградский государственный университет) – интеграция в рынок труда и занятости старшеклассников, которые не поступают или не поступили в вуз. Для них, фактически, нет соответствующего места на региональном рынке труда: нет профессии, нет специальности, нет перспективы и нет денег. Более того, нет даже ясного представления о том, где они могут быть вообще востребованы на рынке труда. Очевидно, что нужны специальные курсы подготовки для адаптации этой молодежной группы на региональном рынке труда, консультации в их дальней профориентации; развитии наставничества на предприятиях, производственных организациях, куда можно было направлять этих молодых людей для приобретения первичных трудовых навыков. Это одновременно снижало бы и угрозу аккумуляции социального недовольства этой группы молодежи ввиду отсутствия социальной перспективы и возможностей повышения уровня жизни.

Был поднят и такой злободневный вопрос, как развитие образовательных, кадровых ресурсов цифровизации и формирования нового гендерного порядка в экономике, как усиление влияния сетевых университетов дополнительного образования. Интересный опыт социологической диагностики места и роли сетевого университета дополнительного образования, созданного в Финуниверсите, было раскрыто в сообщении проф. Осиповой О.С. на результатах проведенного социологического исследования среди слушателей его региональных площадок.  Результаты исследования затрагивали такие показатели, как гендерная структура обучающихся, готовность респондентов (а это вузовские преподаватели) к тому, чтобы соответствовать новым квалификационным требованиям; изменение ценностных приоритетов педагогических работников, их ориентации на будущее, направления возможной дальнейшей самореализации через самозанятость; степень удовлетворенности настоящей профессиональной деятельностью, влиянием цифровой экономики на развитие практических навыков и степень обладания навыками цифровых технологий, понимания сущности цифрового неравенства с точки зрения гендерной специфики и многие другие показатели. Результаты интересные, требующие дополнительного осмысления и их отражения в разработке аналитического доклада по проблемам формирования нового гендерного порядка в экономике.

Одной из новаций в работе со студентами Департамента социологии, истории и философии стала «методика» проф. Силласте Г.Г. «вчера – выпускник, сегодня — работодатель и коллега». В рамках данной методики к участию в образовательном, научном и исследовательском направлениях развития Департамента все шире и шире приглашаются выпускники кафедры социологии и теоретической социологии (с 2004 по 2016 гг.). В частности, на Круглом столе выступили выпускницы кафедры социологии, ныне успешные предприниматели Трунова Е.Г. и к.с.н. Таракановская Е.В. Трунова Е.Г. остановилась на таком сегменте развития рынка труда, занятости и профессий как инициативная экономическая деятельность развития предпринимательства как формы самозанятости. В этом контексте были проанализированы слабые стороны подготовки студентов к самостоятельному экономическому творчеству на рынке труда, занятости, профессий с одной стороны, а с другой – позитивной помощи в реальной экономической деятельности такой учебно-образовательной дисциплины, как организационно-научный менеджмент в социологии (автор проф. Силласте Г.Г.), использование которой показал очень полезный эффект в организации работы компании на рынке труда и занятости. Эта мысль была развита в сообщении другой выпускницы (ныне преподавателя Департамента социологии, истории и философии – Таракановской Е.В., которая, обладая большим опытом зарубежной работы в крупных иностранных компаниях обратила внимание на влияние социологической подготовки на эффективность работы социолога в экономической сфере и конкретно в предпринимательской деятельности. Одним из сюжетов ее сообщения стала характеристика проявления теории «стеклянного потолка» в реальной деятельности женщин-руководителей и в России, и за рубежом.

Контакты

По любым интересующим вас вопросам вы можете позвонить нам в рабочее время по номеру +7 916 059-31-70

АДРЕС
г. Москва, Ленинградский просп., 49/2
E - mail
galinasillaste@yandex.ru

Остались вопросы?

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами и ответим на все вопросы!
© 2022 Официальный сайт профессора Силласте Г.Г.